?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение истории.
День 2. Земцы - Жарковский
    Сплю, приложив ухо к рюкзаку, и слышу нарастающий гул. Просыпаюсь и слышу скрип тормозов пассажирских вагонов. Рефлекторно смотрю на часы - время 3.45, слабо брезжит рассвет, и в голове мысль - поезд на Луки... Подождав отправление, снова засыпаю. Где-то рядом со мной на стуле, свернувшись клубочком спит котяра, негромко посапывая. Тихо пощелкивает электросчетчик в углу, да изредка включится компрессор холодильника. Снова засыпаю, встаю через 2 часа - хозяин дома встает с восходом солнца и... начинает смотреть телевизор. Во жизнь...К моменту срабатывания будильника, поставленного на 6 утра, мы уже позавтракали, затем стали собирать рюкзаки, и в 7 утра, распрощавшись с хозяином дома и отблагодарив за гостеприимство, начинаем свой нелегкий путь на Жарковский. На память делаю кадр хутора.
40. Путейская табельная Земцов, 10.07.2013
IMG_1655
Проходим на станцию, ее оглашает реплика дежурной о проходящем на Нелидово грузовом.
41. 2ТЭ116-1101 с грузовым, станция Земцы, 10.07.2013
IMG_1658
Бригада приветствует и песочит, снимаю на фоне здания вокзала.
42. --//--
IMG_1664
    Для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от змей, мы подготовили себе палки, и едва мы начали свой путь от станции в сторону ответвления на Жарковский, вспомнили, что палки оставили у дома вписки. Я возвратился за ними, у дома уже стоял мотоцикл Минск в идеальном состоянии, но вокруг никого не было. Забрав роготулины, вернулся к Вовчику, снимавшему водонапорную башню и тепловоз с вагоном на ее фоне. Сделал такой же кадр и для себя, понравился свет. Провода...но куда денешься.
43. Тепловоз ДМ62-1743 с вагоном пригородного поезда и водонапорная башня, станция Земцы, 10.07.2013
IMG_1668
Ну, с Богом... Начинаем свой культпоход, не зная, чем он для нас обернется и что принесет.
44. Первый километр линии Земцы - Жарковский, вид в сторону Земцов; тепловоз ТЭМ2-7618 следует по Рижскому ходу, 10.07.2013
IMG_1680
    Проблемы обнаружились буквально сразу же. Путь был весьма заросшим, а трава была обильно покрыта росой. Через пару километров ноги у нас были мокрыми насквозь, и в кроссовках хлюпала вода. Но это было, пожалуй, единственным неудобством, и с этим мы худо-бедно смирились. Прекращать свой поход и отказываться от намеченной цели из-за ерунды не хотелось. Вовчик старался идти по рельсе, опираясь палкой на землю, я шел аккуратно по тропинке, не забывая фотографировать.
45. Предупредительный светофор станции Земцы, линия Земцы - Жарковский, 10.07.2013
IMG_1682
    В какой-то момент я не выдержал и решил переобуться в сапоги, взятые предусмотрительно на случай, если придется отходить в болото или идти по сырому. Хоть это около 2,5 килограмм веса, но это стоило того. Вовчик же шел в кроссовках, наверно проклиная про себя тот момент, когда решился поехать на эту скучную и непримечательную ветку. Он ушел вперед, а я пошел его догонять.
Кстати да, пока переобувался, обратил внимание на накат. Я думаю, интересующимся этой веткой будет интересно это видеть.
46. Накат на рельсе линии Земцы - Жарковский, 10.07.2013
IMG_1684
Утро на малодеятельной линии...
47.
IMG_1686
А вот наглядная демонстрация того, почему поезда здесь ходят с черепашьей скоростью.
48.
IMG_1689
    Как видно, идти вдоль линии очень удобно, так как есть четкая и натоптанная тропинка, и даже попадаются встречные, даже на велосипедах, к примеру путейцы.
Вот вдали показался переезд.
49.
IMG_1691
    Он же с другой стороны. Здесь видно, что он неохраняемый и даже не регулируемый. Вот тут начинаешь чувствовать, что ты действительно далеко от цивилизации.
50. Переезд на линии Земцы - Жарковский, участок Земцы - о.п.8 км, 10.07.2013
IMG_1692
    Начало линии довольно живописное, первые 8 километров изобилуют красивыми местами и ракурсами, есть вкусные кривые. На фото выше холм на заднем плане в правой части - курган, о которых нам говорила женщина в рельсовом автобусе.
    Внезапно шум со стороны Земцов. Слышится вой турбин - грузовой по главному ходу, но его перебивает приближающийся вой бензопилы. И вот из-за поворота выносится мотодрезина с четырьмя путейцами, несется как угорелая, под 40 в час - невиданные скорости для этой линии!
51.
IMG_1697
Вот дошли до кривой перед 8 километром.
52.
IMG_1700
    Пройдя чуть вперед, встречаем местных жителей. Я задаю рядовые вопросы о грибах/ягодах, зверье, как далеко до Откоса и во сколько автобус от Жарков до Западной Двины, но никто не знает. Никто, черт возьми, не знает этого расписания, хотя все говорят, что он точно ходит. Ладно. Прощаемся с местными, проходим за кривую, я делаю кадр вслед.
53.
IMG_1706
Вот за поворотом поазался и сам о.п. 8 км.
54. Остановочный пункт 8 километр, линия Земцы - Жарковский, 10.07.2013
IMG_1707
    А тем временем трава просохла, но стали доставать слепни. К счастью у нас был репеллент, и мы не преминули им опрыскаться с ног до головы.
    Идем дальше. Снова кривая, слепней все больше и больше, но они садятся на опрысканную кожу и отскакивают, не задерживаются, однако на неопрысканную одежду садятся и кусают сквозь нее. И ладно бы, если бы донимало штук 5 слепней - над головой кружатся все двадцать! Это нечто! И гул стоит характерный. Но еще терпимо, дальше - больше.
55.
IMG_1714
Менее получаса спустя подходим к о.п. 10 км.
56. Остановочный пункт 10 километр, линия Земцы - Жарковский, 10.07.2013
IMG_1716
    И вот очередной переезд, такой же далекий от цивилизации. Но что интересно - в этом месте отчетливо видны шпалы слева от основного пути! Либо это старый путь, перенесенный немного в сторону, либо это когда-то существовавший здесь второй путь, что скорее всего.
57.
IMG_1718
    Чем дальше в лес, тем безжалостнее слепни. Вот еще поворот и мост через какой-то болотный ручей, и вдруг с неба слышится шум двигателя грузовика.
58.
IMG_1722
Я ломаю голову - что же летит. Склоняюсь к вертолету, но уж больно странный звук... И вдруг над самой головой...
59. Ан-2 в небе над железнодорожной веткой Земцы-Жарковский, 10.07.2013
IMG_1723
    Самый настоящий кукурузник, военный Ан-2! Честно, его появлению я обрадовался не меньше появлению путейцев на дрезине!
Но совсем скоро о съемке мне пришлось забыть. Во-первых, дорога стала представлять собой прямую, уходящую куда-то за горизонт на десятки километров, по обе стороны которой был сплошной лес. Во-вторых, снимать было просто невозможно из-за слепней, которых кружилось над головой уже не 20, а штук 50 и больше. 50 ШТУК!!! Вы, москвичи, сидящие в уютных квартирках и жалующиеся на безобидных комариков, никогда не поймете то, что чувствовали мы! Когда ударяешь себе по заднице, и на землю падает десяток убитых тварей. И так раз в 10-15 секунд. Когда понимаешь, что вспотел, и репеллент растворился в поту, и мокрые участки моментально облепляет десяток тварей. Это были муки ада, это был адский ад. В движении удалось сделать такое фото. В движении потому, что если бы мы встали, нас бы моментально сожрали.
60. Так мы шли на участке 10км - Откос.
IMG_1733
    Нашим единственным спасением были остановки, когда мы отбивались от облака слепней и опрыскивались репеллентом. Уже через 100-200 метров над нами снова кружило облако из 40-50 слепней, мы терпели километр и снова отбивались.
Погода, кстати говоря, радовала вплоть до нашего привала на 15 километре. Скоро должен был пройти заветный поезд, но нам уже было по большей части все равно где его снимать, настолько мы были вымотаны. Вымотаны не дорогой, а непредвиденными обстоятельствами. К счастью, неподалеку оказалась полянка с Иван-чаем, но мы сделали привал, не доходя до полянки. И вот по расписанию до поезда еще 15 минут, а он уже показался вдалеке! Бежим на полянку, но солнце скрывается за облако, а облако растет на глазах, надувается! Это было настолько подло, что хуже придумать нельзя...
    Несмотря на то, что поезд показался на горизонте, согнав нас на позицию, подъехал к нам он лишь минут через 10. Он не ехал. Он неторопливо шагал, словно прогуливался, время от времени пуская облачко дыма. После этого мы с Вовчиком стали называть этот пригород именно так, шагающий поезд (вместо привычных "черепаха", "мотаня" и пр).
61. Тот самый заветный поезд Земцы - Жарковский, перегон Земцы - Жарковский, участок о.п. 10 км - Откос, 10.07.2013
IMG_1746
    Вот такая шняга в итоге получилась. То ли дело по солнцу, было бы ярко, насыщенно, живо... А тут... В общем, расстроились мы, вдобавок пришлось отбиваться от сотни слепней, оторвавшихся от поезда и атаковавших нас. В этот раз долго отбивались, минут 5. Далее предстояло решить дилемму - идти обратно 15 километров (или сколько удастся, потом на обратном поезде), или идти до Откоса и обратно на поезде. Выбрали второй вариант, поскольку поняли, что до Кащёнок мы в тот день не дойдем... О Жарковском и говорить было нечего.
    Фотографий с участка 15-20 километр у меня почти нет, и не потому что было нечего фотографировать, просто я проклинал все мысленно и ненавидел и эту железку, и свой фотоаппарат, и свой рюкзак, из-за которого ломило спину, и облака, вообще все. Фотографировал лишь во время привалов, когда не досаждали слепни. Кстати, местные жители называют их жигунами.
Вот внимание мое привлекает рельс Р50 укладки 1962 года. Кругом множество лягушат, один лягушонок даже попал в кадр.
62.
IMG_1752
    Мертвых лягушек тоже много - признак змей. Еще из артефактов на линии внимания, пожалуй, заслуживают деревянные пикетные столбики из бревен.
63.
IMG_1754
    Очень скоро лес кончился, и пришлось идти по жаре под палящем солнцем, находившемся в зените. Облачка разбежались, тени не было, на тропинке стали попадаться змеи, правда, мертвые. И что немаловажно, вышли из леса - кончились жигуны.
64. Гадюка, погибшая, видимо, при прохождении поезда.
IMG_1759
Вот мост через речку Туросну и долгожданный Откос!.. О, как я был рад наконец-то бросить просушиваться вещи и отдохнуть в тени!
65. Остановочный пункт Откос, линия Земцы - Жарковский, 10.07.2013
IMG_1774
Мост через Туросну можно разглядеть. Я отошел подальше и сделал более общий план остановочного пункта.
66.
IMG_1790
Напротив деревянной будки рельс имел еще более любопытную маркировку.
67.
IMG_1799
    Вся моя обувь, и сапоги, и кроссовки, просушивалась, и я ходил босиком. Когда я просушился и пошел всполаскивать ноги в местной речке, я тут же подвергся атаке пиявки и ее маленьких пиявчат. И если пиявку я худо-бедно, но оторвал, то этих мелких тварей просто не за что было ухватить, вдобавок они были склизкие. Только когда я провел ими по бетону, размазав как паштет, только тогда наконец избавился от них. Впервые пережил подобное.
    Речка Туросна - это не речка даже, вода в ней не течет, а еле-еле заметно передвигается. Или же не передвигается, может вообще стоит. Как бы то ни было, вся река заросла кубышкой, изобилует рыбой и всякими гадами, водица в ней болотная. Кстати, местные жители уверяют, что такая вода обладает целебными свойствами, так как в ней растворены многие полезные для организма вещества - иод, магний, сульфаты, всякие смолы. Но проверять полезность сей воды на себе я не решился, да и не стремился. Я обулся, и чтобы хоть как-то убить время, дождался, пока уйдет облако, и будет освещен мост, и снял его.
68. Мост через р.Туросна, линия Земцы - Жарковский, Тверская область, 10.07.2013
IMG_1797
    Когда я вернулся, на остановке поезда вместе с Вовчиком ждал некий местный житель. Он оказался не шибко разговорчивым, но на общие вопросы о грибах/ягодах/зверье ответил. Как оказалось, Откос раньше был процветающим поселком, где была даже собственная пивная. Сейчас все отсюда разъехались в Земцы/Западную Двину/Жарковский, а некоторые участки купили москвичи. Сам мужик был с Откоса, но расписание автобуса Жарковский - Зап.Двина не знал. Солнце повернулось, и я только было понадеялся, что обратный поезд можно будет снять не в контре, но увы. Поезд пришел раньше расписания на полчаса, я сделал его кадр, но небо выбилось, публиковать его смысла нет. Поезд привез облако жигунов, и мы поспешили забраться в вагон.
    В вагоне проводницы верно подметили, что "зайцев" в вагоне больше, чем пассажиров. Вовчик принялся устраивать карательные акции возмездия, а я ушел в задний тамбур и решил немного поснимать оттуда. Потом перебрался в салон и снимал в окошко. В вагоне резвилась детвора, так что не серчайте на их мракобесие, такой уж контингент катается в Кащенки (ехали они оттуда, с болота, с полными лукошками ягод). Вот получившееся видео.


Да, как можно заметить, за поездом летит около сотни-полутора жигунов.
69.
IMG_1822
Салон нашего вагона. На память.
70. Салон вагона пригородного поезда Жарковский - Земцы, 10.07.2013
IMG_1824
    Очень приятно удивила цена проезда. За 2 часа пути с нас взяли всего по 30 рублей с рыла. До Жарков билет стоит 75, путешественникам на заметку. Мы прибыли в Земцы раньше расписания на 40 минут, и у нас было время снять обувную коробку табуретку РА1 на Великие Луки. Мы сделали кадр прибывшего "шагающего" поезда.
71. ДМ62-1743 с вагоном пригородного поезда, станция Земцы, 10.07.2013
IMG_1833
Тепловоз осаживали на боковой путь вагоном вперед, помощник контролирует ситуацию.
А на другой стороне станции вдоль путей гуляла курочка с петушком. Фото посвящаю Вовчику)
72.
IMG_1829
    Мы пошли на знакомую выемку в сторону Замошья. Но угадайте, что стало с солнцем, когда проехала заветная табуретка. Да. Оно скрылось. А у меня вдобавок еще и фокус промазал, что меня разозлило вконец.
    Солнце тем временем неумолимо шло по небу, и с нашего примеченного холмика снимать стало бессмысленно ввиду того, что нужная сторона была уже в тени.
73. 2ТЭ116-1606 с грузовым, перегон Земцы - Замошье, 10.07.2013
IMG_1844
    В нужную сторону долго ничего не ехало. Прошла БТСная Ушка и грузовой с Замошья, и стало глухо. Я решаю уйти подальше, установив новый рекорд удаленности от Москвы по Рижскому ходу. Дошел я до 362 километра, перейдя по мосту через речку Ущицу.
74. Мост через реку Ущица, перегон Земцы - Замошье, Тверская область, 10.07.2013
IMG_1857
    И вот гудки с нужной стороны, я встаю на примеченное место, и из-за поворота выезжает машка! Получившийся кадр я считаю компенсацией за все неприятности, случившиеся со мной в течение дня. Бригада приветствует, сначала Вовчика, стоящего на выемке, потом меня.
75. М62-1493 с хозяйственным поездом, перегон Земцы - Замошье, 10.07.2013
IMG_1867

В отличие от предыдущего дня, в тот день свет был ярким и насыщенным, поэтому тени были довольно явные, но в этом была своя изюминка.
76.
IMG_1870
    Солнце почти ушло за горизонт, время близится в 10 вечера, а именно с этого времени можно покупать билеты на 662 поезд. Опасаясь очереди, решаем двигаться в сторону вокзала. И вот уже на подходе к Земцам слышим звонок переезда, шум турбин - боинг. Конфетный, чистенький, со светодиодными БФ, к счастью, выключенными. Машу бригаде, в ответ мелодия свистков и песок! Кадр получился эффектный) Можно разглядеть довольные щи лок.бригады)
77. 2ТЭ116-1607 с грузовым поездом, перегон Земцы - Замошье, 10.07.2013
IMG_1874
    Спасибо ребятам, подняли настроение, после этого даже укусы жигунов, кажется, перестали напоминать о себе)
Подходим к вокзалу и видим, как удивительно освещает его садящееся солнце... Но с каждой секундой волшебный свет становится тусклее, Вовчик рвется скорее в зданию, констатируя - мы его теряем. И правда, удается запечатлеть лишь жалкие остатки былой роскоши...
78. Вокзал станции Земцы на закате, 10.07.2013
IMG_1878

79. и в анфас
IMG_1885
    После этого зашли на вокзал и стали покупать билеты. Процедура неторопливая - пока кассир свяжется с диспетчером и узнает о свободных местах на поезд, пока продиктует ей наши паспортные данные, пока придет подтверждение с нашими данными, пока кассир это все перепишет и заполнит форму, пока займется фигурным вырезанием на бумаге, пока отсчитает сдачу... В общем, на одного человека ушло около 10 минут. Билеты на поезд не такие, как продаются обычно, а заполняемые вручную формы, где потом вырезаются прямоугольнички, обозначающие его цену. К сожалению, я так заколебался, что нет сил прилагать фото или скан этого билета, поэтому покажу его как-нибудь отдельно. Вопреки нашим опасениям, очередью и не пахло, лишь за нами билеты в общий вагон взяла женщина-киргизка, как оказалось, ехавшая с дочерью в Москву устраивать ее в институт. Я не возжелал остаться ждать на вокзале, а предпочел ждать снаружи. Это было поистине незабываемое наслаждение летним провинциальным вечером. Кругом тишина, лишь ласточки визжат над головой, проносясь низко, на уровне крыши. Воздух свежеет с каждой минутой, появляется пар изо рта, за западе зарево от спрятавшегося до завтрашнего дня солнца. А я сижу и словно впадаю в детство... Все-таки необычайная энергетика у этого места, недаром мой однокурсник, родившийся в этом селе, советовал мне туда съездить чтобы просто развеяться, даже не на железную дорогу. Я кайфовал.
    А когда подошел наш поезд, момент навсегда врезался в сознание: полумрак, закатное зарево, треугольник огней с яркой вершиной, длинный хвост из пассажирских вагонов... Минута, и вот видны вертикальные буферные гордого ТЭП70, конфетного, идеально чистого, самого старого в ТЧ-31, имеющего номер 0041. ВТРЗ не стал малевать его в ПИД, а выкрасил в его истинную схему. За тепловозом зеленый вагон. Зелеными в великолукском поезде остались лишь вагоны для зеков, вагонзаки. И правда, на окнах решетки. За вагонзаком багажный вагон, что само по себе примечательно - с багажником великолукский ходит всего пару-тройку раз в месяц. И за этими двумя вагонами еще 14 пассажирских. Тот, кто снимал бы этот поезд в тот день, словил бы неплохой джекпот.
    Мы погрузились в вагон, проводница поинтересовалась, есть ли кто в ее вагон, в спешке взяла у нас билеты - стоянка у поезда всего 2 минуты. Мы расположились в купе. Вагон был купейный (лишь сейчас я понимаю, как, черт возьми, нам повезло, потому что следующий раз я катался на этом поезде в общем СВ вагоне... Отдельно расскажу). Мы сразу забили вторые полки. Я же разговорился с женщиной, ехавшей в Москву с нами в купе. Она оказалась из Жарковского, знает мой родной город Дедовск, потому что один из ее выпускников (а она работает в детдоме) как раз стал жить именно там. Кстати, расписание автобуса Жарковский - Зап.Двина не знала даже она. Эпик.
Меня быстро сморило, и я залез на вторую полку и заснул, не сразу, уже после Нелидово, но заснул. Очнулся во Ржеве из-за объявления дежурной по станции о нашем отправлении. До Зубцова пытался заснуть, потом спал до Благовещенского. Посмотрел из окна на то, как проходит кривые наш красавец ТЭП70-ый со включенной подсветкой тележек, это просто бесподобно. В Волоколамске заснул и спал до Нахабино. В Красногорске сказали, что скоро закроют туалеты, и их закрыли после Трикотажной. Я не спал и смотрел из окна на людей, ждущих электричку на другом пути. На шлюзе перед Покровским-Стрешнево полюбовался конфетным ЧС7-051, идущим с нашим поездом после смены в Волоколамске. И через 20 минут мы уже прибыли на вокзал. После этого еще 40 минут не могли уехать в Рижского вокзала, все поезда шли с Курского направления, а мы этого не знали. Наконец отправились, Вовчик вышел на Дмитровской, а я дотерпел до Дедовска, где после целый день отсыпался. Простите за сумбурную концовку.

Наконец-то дописал этот проклятый отчет, пойду отсыпаться. Спасибо тем, кто прочел до конца.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
vvrahjdgi
Jul. 25th, 2013 02:11 pm (UTC)
Re: cумбурный отчёт
Всё равно хорошо. Не так как всегда, но поездка большая, да и не одна она у тебя (ты ведь постоянно в разъездах). spok есть spok, в жанр скучного описания ты не скатился. Я вот глядя на твой отчёт, вспомнил то, что на месте забыл. Не знаю, помешал ли тебе писать о поездке мой отчёт, но на будущее - постараюсь его придержать и публиковаться с тобой в одно время. Чтобы никто ни на кого не влиял и не сбивал.
al_kamensky
Jul. 25th, 2013 06:04 pm (UTC)
Ан-2 и путейцы на дрезине бесподобны. Ради них стоит там побывать. Но учитывая вашу практику я, пожалуй, буду стараться это сделать весной или осенью :)
Такие отчеты надо обязательно оставлять, в них остается настроение, мысли и мироощущение, которое со временем меняется. А дневник мысли помнит и услужливо дает почитать. Спустя годы ты дивишься тому, где бывал, что думал, как видил. Это прекрасно.
zp_hunter
Jul. 25th, 2013 10:58 pm (UTC)
Понравилось. Неделя трудов того стоила!

> тут же подвергся атаке пиявки и ее маленьких пиявчат.

Пиявки лечебные были? :)

В порядке ликбеза - что означает "табельная"?
spok182
Jul. 26th, 2013 08:30 am (UTC)
Спасибо :)
Лечебные свойства пиявок так и не ощутил, да и с виду не похожи были)
А табельная - место, куда путейцы являются для учета времени явки на работу и ухода соответственно.
tiranozavrrex
Jul. 26th, 2013 06:38 am (UTC)
Весьма и весьма сильно!
Чего не взял билеты до Волоколамска, а потом на МВПС до Дедовска?
Быстрее бы получилось.
spok182
Jul. 26th, 2013 08:57 am (UTC)
Получилось бы быстрее, но хотелось поспать до Москвы)
tiranozavrrex
Jul. 26th, 2013 09:43 am (UTC)
А я в ПДСах спать практически не могу.
Для меня они, когда я внутри - настоящая пытка.
Корней Корнеев
Nov. 17th, 2013 02:40 pm (UTC)
Рельсы сороковых годов, это круто. Но на той ветке можно встретить до революционные демидовские и даже немецкие рельсы.
voodoolar
Jul. 30th, 2013 04:42 pm (UTC)
Как раз в это воскресенье собирался отправиться по этому маршруту. Но стало как то боязно от количества насекомых.
lavenil
Aug. 11th, 2013 07:18 am (UTC)
Спасибо за отчёт! Любопытная деталь — из всех фотографий в кадр попал лишь один человек, одетый по погоде, — девчушка на станции Паникля...
nord_ursus
Jan. 24th, 2014 04:31 pm (UTC)
Спасибо за интересный отчёт. Тоже хочу прокатиться по этой ветке.
Надо же, 10 июля 2013. А я тогда путешествовал по почти тем же самым краям. В этот же день я ехал пригородным Бологое-Великие Луки и вечером этого дня гулял по Великим Лукам.
( 11 comments — Leave a comment )